Паспорт Программы развития МАДОУ «Детский сад № 25» Основания для разработки программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760 «О программе развития образовательной организации» Закон Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН Новые санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20. Муниципальная программа «Развитие системы образования в городском округе Богданович до 2025 года». Утверждена постановлением главы городского округа Богданович от 06.03.2019 № 452 (в ред. от 08.04.2021 № 456) Устав МАДОУ «Детский сад № 25» Назначение программы Проблема Сроки реализации программы Название Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг Программа реализуется в период 2022-2026 гг. Программа развития МАДОУ «Детский сад № 25» на 2022-2026 года Авторы Цель Творческий коллектив педагогических работников ДОУ Реализация основной образовательной Программы МАДОУ. Обеспечение качественного дошкольного образования детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического, психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье. Поиск форм и методов образования, направленных на формирование основ самостоятельной, развитой в интеллектуальном и физическом аспектах личности, обеспечения непрерывности образования. Задачи Финансовое обеспечение программы Ожидаемые результаты: Создать психолого - педагогические и социальные условия, способствующие развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Совершенствование материально-технического и программного обеспечения; Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования; Развитие системы управления МАДОУ на основе включения родителей управленческий процесс. эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; спонсорская помощь, благотворительность; Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. Внедрение платных образовательных услуг и расширение спектра программ дополнительного образования для детей и их родителей (законных представителей). Создание современной комфортной развивающей предметно-пространственной среды и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Информационная открытость ДОО через официальный сайт, группу Вконтакте, систему навигации образовательного пространства. Воспитание гармонично-развитой и социально-ответственной личности путём участия в различных проектах духовно-нравственной направленности, а также привлечения к волонтёрской, общественно-значимой деятельности. Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Возможность получения дошкольного образования неорганизованными детьми, проживающими в городском округе Богданович. Родители (законные представители) - активные участники образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Пояснительная записка Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена: -изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны, -принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации»; -введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - изменение стратегии развития системы образования, Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу. Для этого требуется: - расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду; - разработка и внедрение новых педагогических технологий; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МАДОУ; Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Таким образом, проблему, стоящую перед МАДОУ «Детский сад № 25», можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала ДОУ. Информация о ДОУ. Полное наименование учреждения Краткое наименование учреждения Юридический адрес Телефон / факс Сайт сада Электронная почта График работы Руководитель муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» МАДОУ «Детский сад № 25» 623513, Свердловская область, Богдановичский район, село Гарашкинское, улица Ильича, 13 (34376) 34-4-37 b25.tvojsadik.ru e-mail mkdou25@uobgd.ru В круглосуточном режиме при пятидневной рабочей неделе Заведующий Кульбрдинова Сауле Батырхановна Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития Анализ проектирования образовательного пространства ДОУ Программа МАДОУ «Детский сад № 25» разработана педагогическим коллективом МАДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15), и с учетом учебно - методического комплекса программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа предлагает для использования свой учебно-методический комплекс (УМК), педагоги также используют и другие парциальные программы. МАДОУ «Детский сад № 25» взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования, культуры. Коллектив сплоченный, в основном квалифицированный, имеет достаточно высокий уровень педагогической культуры, стабильный, работоспособный. На данный момент дошкольное учреждение полностью укомплектовано сотрудниками, коллектив объединен едиными целями и задачами, и имеет благоприятный психологический климат. Качество образовательных услуг, оказываемых в МАДОУ, находится на достаточно хорошем уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников, посещающих МАДОУ. Проблемно-ориентированный анализ. Работа по единой регламентированной программе и превышение количества воспитанников относительно нормативов, приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, меньше обращая внимание на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми отводится лишь 10% от времени пребывания ребенка в детском саду. Анализ здоровье-сберегающей и здоровье-формирующей деятельности ДОУ Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим дня как физиологически обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. В МАДОУ используется гибкий режим дня, то есть в него могут вноситься изменения, исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, а также по мере совершенствования профессионального мастерства педагогов и формирования у детей навыков и умений. Медицинское обслуживание воспитанников МАДОУ «Детский сад № 25» осуществляется ОВП с. Гарашкинское. Медицинские работники проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни (сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему, охрана здоровья детей) даёт положительные результаты. Оказывается педагогическая поддержка родителям по формированию здорового образа жизни ребенка в семье: консультации, наглядно-текстовая информация. Общее санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. Особое беспокойство вызывает ежегодный рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний. Основное место в структуре общей заболеваемости занимают острые респираторные инфекции. Есть дети, которые относятся ко второй группе здоровья, что свидетельствует о наличии некоторых хронических заболеваний или функциональных нарушений в здоровье или физическом развитии детей. Анализ эффективности здоровье-сберегающей деятельности показал: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа по приобщению к здоровому образу жизни. Проблемно-ориентированный анализ. Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. Перспективы развития. Ориентация на достижение стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. Анализ кадрового состава МАДОУ «Детский сад № 25» укомплектовано сотрудниками на 100%, имеются административные кадры: бухгалтер, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части. заведующий, главный В штатном расписании также имеются специалисты: старший воспитатель — 1; воспитатели — 8; инструктор по физической культуре — 1; музыкальный руководитель — 1; педагог - психолог — 1; а также следующие категории сотрудников: младшие воспитатели; повара, подсобные рабочие по кухне, кастелянша, помещений, сторожа, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, дворник. Образование педагогических работников ДОУ Высшее: 7 человек. (70%). Среднее специальное — 3 человека (30%). Данные о стаже работы педагогических работников От 5 до 10 лет — 2 человека (20%). От 10 до 20 лет - 6 человек (60%). От 20 и более — 2 человека (20%). уборщик служебных Данные о результатах Высшая квалификационная категория: 2 человека (20%) аттестации Первая квалификационная категория: 7 человек (70%). педагогических Не имеют квалификационной категории: 1 человек (10%). работников Процесс повышения квалификации педагогов МБДОУ носит целостный и непрерывный характер. Содержание и формы работы по повышению квалификации коллектива меняются в зависимости от реального изменения уровня квалификации педагогов, от целей и задач, актуальных на данном этапе, как для дошкольного учреждения, так и для самих педагогов. Объединяющим фактором работы в коллективе являются не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умение общаться, снимать психологическую нагрузку. За Анализ уровня творческого потенциала педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и самостоятельности, стремления к инновациям и исследованиям. Педагоги самостоятельно разрабатывают рабочие программы, координируя их по содержанию с деятельностью специалистов. Воспитатели и специалисты начали участвовать как в творческих, так и в педагогических конкурсах разного уровня: внутриучрежденческих, районных, городских, всероссийских; принимают участие в семинарах, конференциях. Сегодня, в период перехода к продуктивному культурно-ориентированному и ценностно-ориентированному образованию, одной из целей повышения профессионального уровня и компетентности педагога является формирование новых профессиональных качеств. Дошкольному учреждению необходим педагог, владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса с детьми, умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку, способный реализовать принцип построения образовательного процесса, ориентированного на личность ребенка, и, конечно же, мотивированный на профессиональное самосовершенствование. Чрезвычайно важными на сегодняшний день являются способность педагога прогнозировать результаты своего педагогического труда, умение реализовывать на практике обновленные требования к содержанию и качеству образования, а также способность воплощать свои педагогические ожидания. Сегодня требования образовательных стандартов предоставляют возможность каждому педагогу для профессиональной самореализации, реализации современных траекторий в образовательном процессе на основе многообразия концепций Анализ взаимодействия с семьей Работа с родителями является одним из важных направлений работы ДОУ. Поэтому педагоги находятся в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. В детском саду выстроена система сотрудничества с родителями, которые активно участвуют в общественной жизни дошкольного учреждения. Педагогическое образование родителей (или законных представителей) воспитанников осуществляется как традиционными методами через наглядные пособия, стенды, беседы, консультации, родительские собрания, так и с помощью современных средств информатизации (сайт ДОУ, электронная почта ДОУ, специалистов). Родители (законные представители) воспитанников занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся преодолевать трудности вместе с ребенком и добиваться определённых результатов. Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей (законных представителей) узнаём с помощью анкетирования, диагностирования, опроса, интервьюирования, сотрудничества через реализацию творческих проектов (в том числе через сайт ДОУ). Проблемы: отсутствие единых требований воспитания ребенка дома и в ДОУ. Утрата традиций семейного чтения, отсутствие интереса к чтению у самих родителей, подмена чтения просмотром иностранных современных мультфильмов, идеология которых противоречит традиционной культуре поведения. Отсутствие включенности и активности родителей в едином образовательном пространстве. Вывод: активизировать работу по поиску альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьями воспитанников. Анализ организации предметно-пространственной развивающей среды Необходимым условием успешной реализации Программы является наличие развитой материально-технической базы и создание р азвивающей образовательной среды обеспечивающей гармоничное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества, гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. Состояние материально-технической базы МАДОУ «Детский сад № 25» соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. На первом этаже расположены: пищеблок с современным оборудованием комната охраны, оборудованная видеомониторами и другими средствами для обеспечения безопасности детей и взрослых; кладовые; прачечная; медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, изолятора методический кабинет На втором этаже расположены: спортивный зал, оснащенный современным игровым и спортивным инвентарем; кабинет заведующего кабинет педагога-психолога; мини – музей «Русская изба»; комната природы; комната безопасности; музыкальный зал, оснащенный современным оборудованием. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Развивающая предметнопространственная среда и материально-техническое оснащение на сегодняшний день находятся на достаточно хорошем уровне. Групповые и спальные комнаты оснащены детской мебелью. Для игровой деятельности детей имеются наборы для сюжетных игр; оборудование для уголков природы, уголков творчества, разнообразные конструкторы (в том числе и конструкторы ЛЕГО), строительный материал. Необходимо оформить отдельные центры и уголки (нравственнопатриотического воспитания, центры экспериментирования, театрализованной деятельности, изо-деятельности и другие). Для наилучшей организации образовательного процесса ДОУ оснащено мультимедийным оборудованием в музыкальном зале, ноутбуками, принтерами, планшетами, бактерицидными облучателями и другим современным оборудованием. Во время прогулок дети активно пользуются спортивными сооружениями, которые установлены на всех прогулочных участках, что позволяет в достаточной мере обеспечить растущий организм двигательной нагрузкой. А продолжением центра двигательной активности является уличная спортивная площадка, где проводятся не только физкультурные занятия, но и спортивные мероприятия организованные воспитателем. На улице есть оборудованная площадка, где дети изучают правила дорожного движения. Вывод: совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Анализ взаимодействия с социумом. Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); 2. свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, само актуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать поставленные задачи, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Наше дошкольное учреждение является «открытой социальной системой», способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников. Социальное партнёрство мотивирует всех участников на совершенствование качества образования. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию с социальным окружением, мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и само ценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты вне семейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей; преемственности дошкольного и начального уровней общего образования. Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях: взаимодействие с образовательными учреждениями; взаимодействие с учреждениями культуры; взаимодействие с местными органами самоуправления; взаимодействия с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с семьями воспитанников. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательно - воспитательном процессе вряд ли возможно. Основные задачи работы ДОУ: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Концептуальные основы Программы развития ДОУ В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению. В этой связи перед сотрудниками дошкольного учреждения встала задача создания единой системы образовательнооздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления. Организация педагогического процесса должна быть личностно-ориентированной, направленной на оздоровление и развитие ребенка, в том числе и с проблемами в здоровье. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Ю.Ф.Змановского. Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к здоровому образу жизни, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства - акцентирует внимание на том, что детство-это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Основными целевыми установками ДОУ должны стать: реализация основной образовательной программы на основе ФГОС, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста; создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ и их родителей (комплексная диагностика, ведение индивидуальных паспортов маршрутов развития и здоровья); достижение высокого качества образовательной услуги за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников МБДОУ, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметноразвивающей среды). Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1. Право каждого ребенка на полноценное развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. 2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность учреждения в инновационном режиме. Создание условий для доступного успешного обучения в школе. Миссия дошкольного учреждения качественного образования каждого ребёнка, обеспечение равных стартовых возможностей для Стратегия и тактика развития ДО Повышение конкурентоспособности детского сада за счет решения комплекса задач: дальнейшее развитие дошкольного образовательного учреждения, предоставление широкого спектра образовательных, оздоровительных услуг с учетом потребностей семей воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни; повышение качества образовательного процесса путём внедрения новых современных технологий; личностный и профессиональный рост педагогов; повышение компетенции выпускников МБДОУ, обеспечивающее дальнейшую качественную социализацию, легкую адаптацию к условиям школьной жизни, успешность обучения в школе; обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения образовательного процесса; укрепление кадрового потенциала; укрепление материально-технической базы; организация предметно-развивающего, воспитательно - образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка; создание условий для позитивного восприятия и отношения ребенка к окружающему миру, для инициативности, самостоятельности и творческого освоения детьми системы отношений с окружающим миром; поиск и внедрение новых форм взаимодействия с семьями воспитанников; укрепление партнёрских взаимоотношений с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения с целью расширения спектра предоставляемых услуг. Этапы реализации Программы развития: 1 ЭТАП, организационно-мобилизационный (2022-2023 гг.) 1. Мониторинг имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы. 2. Разработка необходимой нормативно-правовой базы программы развития МАДОУ «Детский сад № 25». 3. Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения. 4. Усовершенствование организации, содержания и технологии педагогического процесса. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 ЭТАП, экспертно-поисковый (2023-2025 гг.) Практическая реализация программы развития. Апробация новшеств и преобразований (внедрение их в текущую работу детского сада). Мониторинг уровня развития детей и профессиональной компетентности педагогов. Формирование и реализация индивидуального образовательного и оздоровительного маршрутавоспитанников ДОУ. Поиск и внедрение разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми. Корректировка программы. Обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды. Сохранение и развитие единого образовательного пространства, расширение образовательных услуг. 3 ЭТАП, итого-обобщающий (2026г.) 1. Мониторинг выполнения результатов реализации программы развития на 2022-2026гг. 2. Мониторинг развития детей и квалификации педагогов. 3. Подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы Прогнозируемые результаты реализации Программы Современная предметно-пространственная развивающая среда и материально-техническая база, способствующая развитию творческого потенциала ребенка в условиях детского сада. Формирование инновационного образовательного пространства МАДОУ, соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям ФГОС ДО. Сопровождение воспитанников МАДОУ по индивидуальному образовательному маршруту и оздоровительному маршруту. Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей, снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе. Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ, их уровня квалификации и умения работать на запланированный результат. Доступность системы дополнительного образования. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Разработка и реализация педагогических проектов. Установление конструктивных отношений между всеми участниками воспитательно - образовательного процесса. Обобщение опыта научно-методического руководства деятельностью МАДОУ в инновационном режиме, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях. Повышение интереса родительской общественности к деятельности МАДОУ. Формирование позитивного имиджа МАДОУ. Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования. Функционирование МАДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности. Возможные риски 1. Производственные конфликты могут привести к текучести кадров, снижению работоспособности сотрудников. 2. Увольнение ведущих преподавателей, разработчиков программы может привести к снижению качества оказываемых услуг. 3. Снижение объемов бюджетного финансирования совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения. Способы их минимизации Создание условий для роста профессионального мастерства, повышения профессиональной творческой самореализации каждого педагога; Совершенствование системы морально-психологического стимулирования персонала; Формирование тематического поля для успешной реализации инновационных проектов. компетентности, Основные мероприятия по реализации программы развития № 1 Направление развития Система управления Содержательные характеристики Мероприятия Период реализации, годы - Нормативно-правовое обеспечение - корректировка в соответствии с ФГОС; Внесение изменений в Образовательную программу ДОУ; Разработка локальных актов: -положение о системе внутреннего контроля качества образования -Кадровое обеспечение – повышение профессионального уровня педагогов; привлечение молодых специалистов, -Составление индивидуального графика повышения квалификации педагогов; -Мотивация участия педагогов в дистанционных и других внешних курсах, в том числе в переподготовке; -Стимулирование деятельности педагогов, планирование деловой карьеры сотрудников, обобщение передового опыта и публикации в СМИ и печатных изданиях, заключение договоров на оказание 2023-2024г.г дополнительных образовательных услуг; -Оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; -Привлечение молодых специалистов; -Внедрение наставничества для профессионального становления молодых специалистов. Организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных - Усиление роли родителей и признание за ними права участия объединений педагогов, родителей воспитанников, представителей при решении вопросов управления общественности: Отработка механизма деятельности органов самоуправления (Управляющий Совет, Родительский комитет) 2022-2023гг. 2022-2024г.г 2 Ресурсное обеспечение -материально-техническое и программное обеспечение; -преобразование коррекционноразвивающей среды; Обновление и развитие материально-технических условий: 2022-2026г.г. -установка системы видеонаблюдения, -оснащение образовательного процесса оборудованием, учебнометодическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС, - Приобретение технических средств обучения для каждой группы. Создание творческой группы по внедрения ИКТ в образовательный процесс; -Открытие на сайте ДОУ профессиональных блогов специалистов; -Создание электронных «портфолио» педагогов. -информатизация образовательного процесса, 3 Образовательная система Разработка системы планирования Перспективно-тематическое, ежедневное планирование, в на основе требований ФГОС; соответствии с реализуемыми программами; -Реализация комплексной программы интеграции коррекционной направленности; Внедрение модели интеграции специалистов в работе с детьми с речевыми нарушениями -Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, -Создание условий для работы с детьми с ОВЗ -Взаимодействие с родителями Разработка долгосрочных тематических проектов: через развитие проектной и «Спорт и здоровье»; исследовательской деятельности. «Экология души»; Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса через работу в проектной деятельности «Растим патриотов России» 4 Сетевое взаимодействие Деятельность ресурсных миницентров 2022-2025г.г. 2023г.г. 2022-2024г.г 2022-2023г.г -Создание Центра игровой поддержки ребенка на основе расширения 2023-2025г.г. спектра дополнительных образовательных услуг; Эстафета личностных результатов воспитанников ДОУ, Социальные эффекты: Социально адаптированный ребёнок, успешно взаимодействующий в любом коллективе. Повышение качества образовательного процесса Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Повышение уровня компетенции педагогов. Повышение уровня активной жизненной позиции педагогов и родителей, проживающих в многокультурном и многонациональном районе. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем соблюдения прав и свобод человека, поддержания мира и согласия Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Распространение педагогического опыта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленная модель Программы развития МАДОУ «Детский сад № 25» является одним из основных документов ДОУ, включающим в себя целостный комплекс организационной и управленческой деятельности педагогического коллектива. Концепция Программы развития раскрывает современные тенденции образования, определяет основу и перспективу, направления и стратегию развития дошкольного учреждения, которые будут воплощаться в практике дошкольного учреждения. Основные положения концепции строятся вокруг таких доминирующих идей современного дошкольного образования, как личностно-ориентированное образование, культуросообразность образовательной системы, поликультурное образование, социокультурный подход, регионализация образования и непрерывность образовательных систем. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», стратегия развития учреждения позволяет осуществить выбор приоритетных направлений, образовательных программ, ориентированных на потребности родителей и детей, на потребности педагогического коллектива, на поиск новых форм и видов образовательных услуг. Стратегический план позволяет уточнить направления развития, рационально планировать и распределять силы и возможности, осуществлять рациональную образовательную политику. Основу программы развития составляет совокупность мнений и решений коллектива ДОУ, намеченных к планомерному осуществлению совместных усилий, действий, видов деятельности и комплекс мероприятий на достижение единой миссии и стратегической цели. Программа развития включает стратегические и тактические блоки как качественные характеристики спрогнозированного результата. Система блоков позволит: - упорядочить и привести деятельность ДОУ в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - повысить эффективность деятельности ДОУ как системообразующего компонента образовательного пространства города и района.